Илурат
На главную   |   Общая библиография |  В библиотеку 
 [1] | [2] | [3] | [4] | [5] | [6] | [7] | Далее
 Гайдукевич В.Ф
Илурат (раскопки 1954-1960 гг.)

Участок III

Исследования на участке III (рис. 5) начаты в 1948 г. и продолжались по 1957 г. включительно. Были доследованы дома 5 (помещения 17, 18), 7 (помещения 26—30) и раскопан полностью новый комплекс — дом 8 (помещения 31—34). Одновременно был продолжен раскоп 1-й Поперечной улицы, на которую выходят дома 6,7, 8 и 9. 3

Рис. 5. Участок III.

Дом 8 состоит из двора 31 и прилегающих к нему помещений 32, 33 и 34 (рис. 6). Основным было помещение 34, несомненно жилое. Примыкающие к северо-западной стороне двора помещения 32 и 33 были хозяйственными, при этом помещение 33 являлось маленькой кладовой.

Рис. 6. Участок III. Дом 8, план.

Во двор 31 входили с улицы. Хотя входной проем довольно сильно разрушен, все же его следы вполне отчетливо заметны. Двор (5.10X7.20 м) хорошо вымощен тщательно подогнанными плитами размерами от 0.34 X Х0.50 до 0.90X1.08 м. В средней части двора применены плиты несколько меньших размеров — от 0.26X0.30 до 0.35X0.47 м.

Северо-западная часть двора отгорожена поставленными на ребро плитами. Против входа в помещение 32 в указанном выше плитовом ограждении оставлен свободный промежуток-проход шириной 1.10 м.

Вымостка двора в виде дорожки подходит к порогу дверного проема помещения 32. Рядом с этой дорожкой с северо-восточной стороны в материковой скале вырублена небольшая округлой формы ямка (ее наибольший диаметр 0.80 м, глубина 0.40 м). Очень интересное хозяйственное сооружение обнаружено в западном углу двора. К крайней плите ограждения северо-западной части двора примыкают три поставленные на ребро плиты, огораживающие полукругом пространство западного угла двора. Эти плиты последовательно повышаются. Крайняя северная плита имеет высоту 0.54 м, вторая плита — 0.88 м, третья плита, примыкающая под прямым углом к стене двора, — 0.89 м.

В пределах огражденного плитами пространства устроены две ямы, расположенные рядом. Обе они вырублены в скале. Юго-восточная яма имеет конусовидную форму и тщательно оформленную горловину (рис. 7, 1). Глубина ямы 3 м, наибольшая ширина близ дна 2.70 м, на уровне дна — 2.50 м.

Рис. 7. Участок III.
l — помещение 31 (яма в юго-западной загородке двора);
2 — помещение 32 (яма-погреб).

Сверху на яму положена квадратная плита, в которой вырублено округлое отверстие — горловина ямы, — закрытое круглой плитой-крышкой (диаметр 0.57 м, толщина 0.04 м). Несколько отступя от края отверстия ямы сделано обрамление из четырех поставленных на ребро плиток высотой 0.31—0.40 м. С северной стороны у ямы положена четырехугольная плита (0.37X0.42 м, толщина 0.13 м). На ней, очевидно, стояли, когда приходилось наполнять яму или, наоборот, брать из нее то, что там хранилось. Яма была пустой. Лишь на дне, в слое осыпавшегося со стен ямы порошкообразного известняка (толщина слоя 0.20 м), оказалось некоторое количество обломков керамики — стенок амфор, лепных сосудов, а также обломков костей домашних животных и несколько рыбьих костей. По-видимому, яма использовалась в качестве зернохранилища или служила погребом.

Рядом, с северно-западной стороны, находится другая яма, но иного устройства, хотя она тоже вырублена в скале в самом углу. Эта яма открытая, в плане опа имеет неправильную четырехугольную форму. Юго-восточная сторона ямы облицована большой плитой (высота 0.86 м, ширина 1.0 м, толщина 0.14 м). Основание плиты покоится на двух небольших плитках, лежащих на скале, которая и образует дно. Глубина ямы от верха большой плиты 1.68 м. Северо-восточная стенка ямы также облицована громадной плитой (высота 1.25 м, ширина 1.15 м, толщина 0.13 м), причем основание плиты находится на 0.40 м выше дна ямы, а верх выступает над горловиной ее. В верхней части плиты, на расстоянии 0.20 м от ее северо-западного края, сделан прямоугольный вырез шириной 0.20 м, глубиной 0.15 м. Этот вырез составляет нижнюю часть «окна», верхняя часть которого образована из штучных плит. Кладка из тесаных плит, примыкающих к «окну», выполнена весьма тщательно. Размеры окна 0.35X0.37 м. Северо-западная и юго-восточная стенки ямы ничем не облицованы — это просто поверхность скалы, такое же и дно ямы.

Для того чтобы выявить яму, пришлось удалить огромное количество камней, которыми она была завалена. Камни эти в большей части представляли собой отесанные, правильной формы плиты, но самых различных размеров. Поверх этого завала горизонтально лежала огромная плита.

Нужно сказать, что за все годы раскопок в Илурате подобное сооружение встречено впервые. Хозяйственные ямы, вырубленные в материковой скале, не редкость в жилых комплексах Илурата. Но в данном случае яма открытая, внутри две стороны ее обложены

Рис. 8. Участок III. Керамика из дома 8.
1 — лепная миска из помещения 32;
2—красноглиняный кубок с зооморфной ручкой из помещения 34 (И/54—250).

большими плитами, а со стороны двора имеется еще особая каменная пристройка с «окном». Объяснить с уверенностью назначение этого крайне своеобразного устройства ямы пока не представляется возможным. С юго-восточной стороны к плитовому ограждению, обрамляющему первую (округлую) яму, пристроена каменная лестница, она начинается сразу же у входа во двор. Своей юго-западной стороной кладка лестницы прилегает к стене, ограждающей двор вдоль улицы.

Ширина лестницы 1 м, общая высота 0.71 м. Сохранились, правда в сильно поврежденном виде, четыре ступенн. По-видимому, продолжением служила деревянная лестница, ведшая на второй этаж или, что вероятнее, на чердак, находившийся над помещением 32.

Особо отметим находку обломка мраморной плиты с частью греческой надписи конца I или начала II в. н. э. От надписи сохранилось очень мало, но по уцелевшим буквам (. . .ВЕРIOГ) 4 видно, что надпись начиналась с упоминания имени одного из царей боспор-ской династии Тибериев Юлиев. Вероятнее всего, это были или Савромат I, или Римиталк. Можно предполагать, что надпись принадлежала к числу почетных, в ней, вероятно, отмечались какие-нибудь «благодеяния» царя, связанные с Илуратом.

Помещение 32 (4.80—4.95X5.30X5.48 м). Бход (шириной 0.90 м) устроен в юго-восточной стене, сохранившейся в высоту до 1.52 м. Так как пол в помещении лежит ниже уровня вымостки двора на 0.45 м, перед входом со стороны помещения положена плита (длина 0.62 м, ширина 0.52 м, высота 0.27 м), образующая ступеньку.

Пол в помещении выстлан плитами, лежащими, как и во дворе, на поверхности материковой скалы. Вдоль северо-западной стены устроены закрома. На расстоянии около 0.50 м от стены, параллельно ей, поставлено шесть плит высотой 1 м. Они прилегают друг к другу боковыми ребрами. Зазоры между плитами были закрыты мелкими камнями и промазаны глиной. В двух плитах (второй и третьей, считая с северо-востока) сделаны небольшие круглые сквозные отверстия диаметром 5 см. Внутри этого огражденного пространства, очевидно, хранились припасы. При раскопках там обнаружен череп лошади.

В средней части помещения устроена еще и другая загородка из плит, примыкающая к юго-западной стене и выступающая от нее к середине помещения. Она была образована двумя рядами плит, стоявшими на расстоянии 1.16 м. С северо-восточной стороны были поперечные плиты, замыкавшие загородку. Полностью сохранилась только юго-восточная сторона. Здесь все четыре плиты (высота 0.66 м) стоят на месте. Лишь одна плита уцелела от ограждения северо-западной стороны и одна от северо-восточной стороны.

К северо-восточной стороне помещения примыкает плита (высота 0.80 м, ширина 1.00 м, толщина 0.13 м), вероятно, от третьей загородки. Кроме описанных закромов, в помещении 32 имеется яма глубиной 1.70 м, служившая, очевидно, погребом. Она находится против средней части первой загородки. Яма вырублена в скале, имеет неправильную форму, приближающуюся к кругу, стенки очень неровные; горловину ямы образуют плиты пола, нависающие над ямой (рис. 7, 2). Яма была заполнена камнями, большим количеством золы, обломками керамики; в засыпи встречались и кости животных. Из найденных в яме обломков удалось восстановить лепную миску с ручками в виде выступающих налепов и с «рожками» на венчике (рис. 8, 1).

Помещение 32 имеет одну особенность в устройстве, не встречавшуюся ни разу ни в хозяйственных, ни в жилых помещениях илуратских домов. В восточном углу помещения, рядом с входом со двора 31, в полу высечено углубление полукруглой формы, своего рода яма. На дне ее (на 0.65 м ниже вы-мостки пола), на линии северо-восточной стены, сделана ступенька, за которой уровень выемки понижен еще на 0.14 м. Таким образом, получается как бы спуск к проему, который образован юго-восточной торцовой частью одной стены и боковой плоскостью другой. Проем имеет в верхней части ширину 0.54 м, внизу 0.50 м. По наружному фасаду, со стороны помещения 33, проем заложен плитой (высота 1.47 м, ширина 0.40—0.55 м, толщина 0.11 м) (рис. 9), выше которой проем оставлен открытым. Плита вставлена в кладку стены, стало быть, это не позднейший заклад, а деталь устройства, возникшая одновременно с возведением стен помещения. Когда помещение было разрушено, на каком-то уровне от пола проем был, очевидно, перекрыт. Следовательно, проем в стене, вероятно, имел вид высокой ниши с отверстием, обращенным в сторону кладовой 33. Пол в этой кладовой на 0.60 м выше пола ямы в пролете между стенами в восточном углу помещения 32.

Рис. 9. Участок III. Помещение 32 (выруб в восточном углу, заложенный плитой).

Для чего понадобилось такое необычное сооружение? Думается, что оно связывало помещение 32 с соседней кладовой. Оттуда через пролет в стене легко можно было, например, ссыпать зерно, которое заполняло обширную яму. Помещение 32 погибло в результате пожара. Слой горелого дерева, обуглившиеся куски деревянных плах, громадное количество пепла покрывали мощеный пол. В этом слое пожарища и завала камней от обвалившихся верхних частей стен содержались обломки керамики, преимущественно фрагменты крупных боспорских амфор, пифосов. Найдены также две костяные иглы, глиняная пирамидальная подвеска для ткацкого станка, бронзовый браслет (И/54—214), светильник (И/54—212), кусок красной штукатурки, железный гвоздь и медная монета Римиталка (131 —153 гг.) (И/54-202).

Помещение 33 служило кладовой. Оно небольших размеров (2.20X2.50 м), занимает промежуток между помещениями 32 и 34. По-видимому, продолжением кладовой являлась и примыкающая к ней часть двора 31, огороженная плитами. Помещение 33 со стороны двора стены не имело и, следовательно, было открытым.5 У входа в кладовую 33 вырублена яма, в которой стояла большая амфора: сохранились ее нижняя часть и отбитое горло. Непосредственно в кладовой сохранилась нижняя часть громадного глиняного пифоса, врытого в пол; внутри пифоса найдены куски его горла. Диаметр его туловища достигает 1.15 м, сохранившаяся высота 1.30 м. Позади пифоса сооружена еще одна яма, вероятно, для установки в нее больших амфор. При разборке завала камней в кладовой 33 обнаружена медная монета Ининфимея (234—239 гг.) (И/54— 203).

Как отмечалось, помещение 34 (5.10Х Х7.0 м) было главным, именно оно использовалось под жилье (рис. 10). В него вел ход со двора 31. Ввиду сильной разрушенности стен в том месте, где был вход, пролет дверного проема восстанавливается лишь предположительно. Пол глинобитный — скала, покрытая слоем глины. К юго-западной стене примыкает печь обычного типа, 1.05X1.55 м, высотой 0.82 м. Стенки печи состоят из поставленных на ребро плит. Устье печи имеет ширину 0.46 м. Внутри топки стены покрыты слоем глины с саманом. Плоскую глиняную плиту печки, обломки которой сохранились в топке, поддерживало несколько (вероятно, четыре) вертикальных каменных столбиков. Близ западного угла печки к боковой стенке примыкает столбик in situ. Остальные столбики найдены в разбитом виде и сдвинуты с места. В западном углу печи имелось дымовытяжное отверстие. Рядом с печью, между нею и входом, у стены стоят две плиты (высота 0.50 м), разделенные расстоянием 0.50 м — остатки каменного столика.

Рис. 10. Участок III. Помещение 34 (жилое), вид с запада.

Второй подобный столик был у северо-западной стены. От него тоже сохранились поставленные на ребро плиты (высота 0.46 м), служившие подставками; они отстоят одна от другой на 0.70 м. В западном углу из камней сооружен помост высотой 0.20 м, на который установлены три радиально расходящиеся плитки высотой 0.22 м. Вероятнее всего, это тоже подставки под деревянное или каменное покрытие.

К северо-восточной стене приставлено несколько плит, образующих огражденные с боков пространства, использовавшиеся, вероятно, для складывания различного домашнего имущества — хозяйственного инвентаря и пр.

Одна плита (высота 1.05 м, ширина 0.95 м, толщина 0.10 м), приставленная к стене против входа, имеет у переднего края три сквозных отверстия; четвертое, большего диаметра, находится ближе к противоположному краю, примыкающему к стене (рис. 10).

Интересны сделанные в полу у северо-восточной стены четырехугольные углубления, обложенные каменными плитками. Одно из них имеет размеры 0.37X0.37 м, глубина 0.28 м; другое 0.32X0.43 м, глубина 0.28 м. Не исключено, что в эти выемки были вставлены нижние концы столбиков, поддерживавших потолочные перекрытия. Культурный слой, скапливавшийся, как всегда, под каменным завалом, заключал в себе много битой керамики. Найдено свыше тысячи обломков амфор, простой гончарной и лепной посуды. В меньшем количестве обнаружены обломки краснолако-вых сосудов, встречено несколько фрагментов стеклянных сосудов. В числе находок имеются глиняная пирамидальная ткацкая подвеска, железные гвозди, точильный камень-оселок с дыркой для подвешивания, обломок железного ножа.

Заслуживает внимания интересный красно-глиняный кубок с зооморфной ручкой (И/54— 250) (рис. 8, 2). Два подобных сарматского типа кубка были найдены в 1951 г. Но у тех кубков ручки в виде кабанов, у кубка из помещения 34 ручка изображает, по-видимому, овцу. На полу лежали зерна пшеницы, а также многочисленные кости животных — отбросы пищи.

К числу ранее не встречавшихся в Илу-рате предметов относится каменная плита, у которой имеются небольшое углубление в центре и канальчик, идущий от углубления к краю (И/54—300). По-видимому, это приспособления для выжимания сока. Видеть в данном предмете виноградную давилку-тарапан невозможно из-за миниатюрных размеров плитки.

В верхних горизонтах завала над помещением 34 найдено некоторое количество обломков сероглиняных горшков VIII—IX вв., некоторые с горизонтальным рифлением или гребенчатой волной. Присутствие этой керамики здесь объясняется близостью раннесредневеко-вого здания, остатки которого были раскопаны еще в 1950 г. (помещения 19—20).6 В завалах помещения 34 обнаружена медная монета, деградированный «статер» Фофорса, 596 г. бос-порской эры, т. е. 299 г. н. э. (И/54—203).

* Дом 97 следует той же системе планировки, что и соседний дом 8. Дом 9 состоит из большого двора 54, двух помещений — 55 и 56 — хозяйственного назначения, большого жилого помещения 57 в северо-восточной части. Все помещения имеют выход во двор, который широким проходом (2.70 м) сообщается с 1-й Поперечной улицей. В проеме выхода на улицу лежит большая плита (1.55X0.70 м). Со стороны улицы выход выделен плитами, лежащими на мостовой в виде ступени (высота 0.15 м, длина 1.85 м), выступающей за линию домов улицы на 0.75 м. Прямоугольный двор (6.50X7.10 м) вымощен крупными, хорошо подогнанными плитами (0.53X0.70 до 1.50X Х0.72 м). Особенно большая плита лежит перед входом в главное помещение дома — 57-е, чем подчеркивается значение этой постройки. Северо-западная стена, небрежно сложенная, отгораживает двор от двора соседнего дома. В западном углу дома находится небольшое помещение 55. Западный угол его и части прилегающих стен разрушены. Кладки северовосточной и юго-восточной стен, обращенные во двор, сложены правильными рядами (высота 0.87 и 0.70 м). Вход в помещение устроен в северо-восточной стене. От косяков дверного проема (ширина 1.25 м) уцелели нижние камни с каждой стороны (0.55X0.44 и 0.40X Х0.52 м). Пол вымощен среднего размера плитами, уровень его ниже вымостки двора. По слабым, маловыразительным находкам в завале и в слое над вымосткой точное назначение этого помещения установить нельзя. 3 Результаты раскопок домов 5 и 7 на участке III уже опубликованы В. Ф. Гайдукевичем (МИА СССР, № 85, с. 118—121, 130—134), поэтому описание их здесь не приводится. — Ред. 4 Надпись опубликована: КБН, № 966, с. 547. 5 Точно так же устроена кладовая 30 в соседнем доме 7. 6 См.: МИА СССР, № 85, с. 134—136. 7 Дом 9 (помещения 54—57) раскопан в 1957 г. Тогда же были доследованы юго-западная часть двора 49 (см. с. 98—99) и два помещения рядом с двором 52 (помещения 52а и 526) (см. с. 104 сл.). Однако соответствующий текст отчета В. Ф. Гайдукевича о раскопках этих помещений утрачен. Нижеследующее описание их составлено Л. Ф. Силантьевой, которая в 1957 г. вела раскопки на Илурате. (Текст этот выделен звездочками. — Ред.)

На главную   |   Общая библиография |  В библиотеку  | [1] | [2] | [3] | [4] | [5] | [6] | [7] | Далее