Илурат
На главную   |   Общая библиография |  В библиотеку 
 [1] | [2] | [3] | [4] | [5] | [6] | [7] | Далее
 Гайдукевич В.Ф
Илурат (раскопки 1954-1960 гг.)

Участок III. (продолжение)

Следующий комплекс состоит из двора 49 и помещений 50 и 51. Стена, отделяющая двор 49 от соседних двориков (44 и 46), в настоящем своем виде довольно сильно деформирована: в средней ее части кладка стены несколько подалась в западную сторону, а южный конец вследствие осадки накренился в сторону дворика 44. Двор 49 резко сужается к северо-востоку и далее переходит в коридорообразный проход шириной 0.90 м, ведущий к входу в помещение 51. При расчистке вымостки двора 49 найдены обломки сосуда, горло и плечи которого украшены выемчатым орнаментом и вдав-линами (И/55-202).

*Доследование юго-западной части двора 49 (в 1957 г.) установило, что вымостка двора продолжается на 1.40 м к юго-западу, за линию намечавшихся юго-западных стен соседнего дома и помещения 50 и заканчивается другой параллельной стеной. Стена эта, открытая на протяжении 6 м, обоими концами уходит в борта раскопа. Не имея поперечных стенок, она, очевидно, ограждала вновь открытый здесь переулок IV. Судя по планировке кварталов города, на этот переулок выходили и другие дома, расположенные к юго-западу от 1-й Поперечной улицы, обращенные к ней глухими стенами. Переулок возвышается небольшой террасой (высотой 0.40 м) соответственно естественному подъему рельефа местности.

Двор 49 выходит в переулок всей своей юго-западной стороной. Вымостка двора в средней части, постепенно поднимаясь, сливается с вы-мосткой переулка. С юго-восточной стороны переходом служит гряда мелких плит, а с северозападной— две большие плиты (0.75X1.25 и 0.45 X 1.40 м).

Посередине раскопанной части переулка-обнаружена хорошо сохранившаяся яма, по конструкции близкая яме во дворе 31 (в доме 8, см. с. 83), но меньше по размерам (диаметр 1.60—1.70 м, глубина 1.95 м). Яма имеет правильную форму, расширяется конусом ко-дну; горловина ее, тщательно обработанная, состоит из устья (0.45X0.45 м), вырезанного-в лежащих горизонтально плитах, и шестигранного обрамления в виде поставленных ребром четырех плиток (высота 0.35 м), верх которых плотно подогнан к плитам вымостки; щели промазаны глиной. Ограждение горловины, открытое в сторону двора 49, заканчивается лежащей плитой.12 Отверстие было закрыто плитой, а яма оказалась пустой.13 Назначение ямы в качестве зернохранилища очевидно. Обращенный в сторону двора подход к-яме указывает, что она имела прямое отношение к жилому помещению 50, выходящему на тот же двор, где на полу обнаружен слой зерен пшеницы. Там же находилась ступа для переработки зерна (см. ниже).


Другая яма оказалась в южном углу того же двора, около входа во дворик 44. Стенки ее, вырубленные в мягкой скале, были укреплены плитами. Горловина была разрушена еще, вероятно, в древности, поэтому яму использовали для свалки домашнего мусора. Сверху яма была закидана камнями. На дне ее обнаружено прикрытое плитой отверстие — естественная расщелина в скале глубиной до 3.80 м, считая от дна ямы. Яма содержала массу битой посуды, других предметов быта и большое количество костей животных. Здесь встречены разрозненные обломки боспорских амфор с гладкими стенками и гладкими же ручками, с желобчатыми стенками и реберчатыми ручками; амфор с зеленоватым светлым ангобом и малоазийских амфор с узким горлом. Отметим открытый лепной светильник (И/57—247), часть лепной миски с наклонными стенками (И/57—249), обломок гончарного кухонного котелка (И/57—252), обломки краснолаковых мисок и конусовидных чашек II—III вв. н. э. (И/57—253—258). В яме найдено несколько обломков стеклянных сосудов (И/57—259, 260), каменный кружок с отверстием (И/57— 261) и кремневый осколок (И/57—262)*.

Основным жилищем в данном комплексе было помещение 50 (6.20—6.40X4.70—4.80 м, высота стен до 1.45 м) (рис. 20, 1). Оно сообщалось с двором 49, о чем свидетельствуют следы дверного проема в юго-восточной стене помещения 50. Местами кладка стен сохранилась плохо, восточный и северный углы разобраны почти до основания; совсем разрушена юго-западная притолока входа. В большей части помещения пол глинобитный, в северо-восточной половине он вымощен плитами. Южный угол занимает печь (длина 1.65 м, ширина 1.45 м, высота 0.55 м) (рис. 20, 2). Конструкция печи обычная. В центре топки стоит глиняный столбик, возле боковых стенок топки, с одной и другой стороны от центра, также возвышаются каменные столбики; хорошо сохранился юго-западный столбик, его высота ~45 м. Эти три столбика служили опорами для глиняно-саманной плоской крышки печи, найденной в разрушенном состоянии (в виде многочисленных обломков, лежавших в топке).

Рис. 20. Участок III. Помещение 50.
1 — вид с востока;

Корпус печи построен из плиток известняка, поставленных на ребро и обмазанных с внутренней стороны печи, т. е. в топке, толстым слоем глины. В южном углу топки эта обмазка сохранила признаки перехода в круглое дымовытяжное отверстие. Устье печки — с северо-западной стороны. Рядом с ним к стенке печи снаружи пристроен очажок, состоящий из двух параллельно расположенных вертикальных плиток (длина одной 0.30 м, другой — 0.37 м, высота их 0.23 м), промежуток между ними 0.20 м. Такое сочетание печи с приделанным к ней сбоку очажком — распространенное явление в илуратских домах. И печь, и внутренняя полость очажка были заполнены золой, уцелевшей здесь после последней топки.

Рис. 20. Участок III. Помещение 50.
2 — печь в южном углу помещения;

В средней части помещения сохранилось сооружение в виде четырехугольного, несколько возвышающегося над полом ограждения (длина 0.59 м, ширина 0.54 м), составленного из врытых в пол известняковых плиток высотой 0.22—0.26 м. Три из них сохранились полностью, четвертая (с северо-западной стороны) — частично. Возможно, загородка служила подставкой, на которую была положена плита, и тогда все это сооружение выполняло функции столика. Такого рода столики встречались в некоторых, уже раскопанных раньше домах Илурата.

Поперек помещения построены два каменных закрома-ларя (рис. 20, 3). Один из них примыкает к юго-восточной стене, а другой — к северо-западной. Между ларями оставлен свободный проход. Начиная от ларей и дальше — вплоть до северо-восточной стеньг — пол покрыт плитами. Лари имеют не совсем обычную форму: отличительная их особенность, не встречавшаяся еще ни разу, заключается в том, что у обоих ларей одна продольная северо-восточная стенка имеет значительно меньшую высоту, нежели другая (юго-западная).

Рис. 20. Участок III. Помещение 50.
3 — закрома-лари, пид с северо-востока.

Рассмотрим обстоятельнее оба ларя. Начнем с юго-восточного. Длина его 1.25 м, ширина 0.50 м. Высота юго-западной стенки, состоящей из двух плит, достигает 1м — такова высота плиты, примыкающей к стене помещения; высота соседней, второй плиты 0.87 м. Переднюю сторону образуют тоже две плиты, каждая высотой 0.70 м. Поперечная плита, замыкающая ларь сбоку (с северо-западной стороны), имеет высоту 0.67 м, ширину 0.57 м. Толщина плит, из которых сооружен ларь, 0.07-0.09 м.

Второй — северо-западный — ларь имеет следующие размеры: длина 2.05 и, ширина 0.65 м. Юго-западная его сторона состоит из одной большой плиты высотой 1.10 м, длиной 1.90 м, толщиной 0.10 м. Так как плита не совсем доходит до стены помещения, то промежуток этот заполнен мелкими камнями. Передняя (северо-восточная) стенка ларя составлена из четырех плит высотой 0.65 м (крайняя северо-западная плита в своей верхней части несколько сбита, повреждена). Поперечная боковая (юго-восточная) плита высотой 0.65 м, шириной 0.40 м, толщиной 0. 10 м. Пол в закромах состоит из материковой скалы, смазап-ной слоем глины.

К юго-восточному ларю, к его тыльной стороне, примыкает каменная ступа (ширина в верхней части 0.45 м, внизу — 0.34 м; глубина полости 0.34 м, диаметр 0.24 м); ступа прикасается к плите.

Помещение 50 погибло, песомненпо, от пожара, весь пол был покрыт слоем пожарища,14 в котором оказалось много разнообразных бытовых вещей, главным образом керамики. Весьма показательна находка полного скелета козы, лежавшего в промежутке между четырехугольной маленькой загородкой, врытой в пол, и северо-западной стенкой. Это не первый случай, когда в илуратском доме, уничтоженном пожаром, обнаруживаются скелеты погибших домашних животных. Так, в 1953 г. был найден целый скелет собаки, оказавшийся также в слое пожарища одного из сгоревших помещений. Пожар, поглотивший многие здания в Илурате, очевидно, носил характер катастрофического и неожиданно обрушившегося бедствия, во время которого население лишено было возможности спасать свой скарб, скот, и пр.

Жилой характер помещения 50 подтверждается присутствием здесь печи и очага. Тут готовили пищу, здесь же производилась переработка хлебного зерна, на что указывает ступа. О хранившихся в помещении запасах хлеба свидетельствует громадное количество обуглившихся зерен пшеницы, лежавших в виде целого слоя на полу. Возможно, северовосточная часть помещений использовалась для содержания в зимнее время скота, прежде всего молодняка. Характерно, что пол здесь вымощен. Если такое предположение правильно, то плитовые лари можно было бы толковать как ясли, куда засыпали корм для скота.

В помещении найден ряд разбитых крупного размера амфор, в том числе верхняя часть амфоры (ручка утрачена) не встречавшегося еще в Илурате типа (И/55—209; найдена возле северо-западного ларя, с задней его стороны). По характеру глины можно предполагать, что амфора эта не боспорского происхождения. Поблизости от нее лежали небольшая узкогорлая малоазийская амфора из светлой глины (И/55—208), а также разбитый кувшин с красным черепком и с желобчатой ручкой; снаружи покрыт светлой обмазкой (И/55—212). Найдены и лепные сосуды — миски, горшки. Особенно много лепной посуды обнаружено в западном углу помещения. Венчики лепных мисок украшались защипами (И/55—216). Другая миска с гладким плоским венчиком снабжена носиком-сливом (И/55—199). Отметим также лепной светильник с выступающим рожком (И/55—198), обломки краснолакового блюда (И/55—162), глиняное пряслице (И/55—168), две глиняные ткацкие подвески в виде пирамидок (И/55—224, 225), обломок белого мрамора, несколько железных гвоздей, обломок венчика стеклянного сосуда.

Кровельные черепицы, как всегда в Илу-рате, относятся к разряду редких находок. В помещении 50 найден только один обломок керамиды.

К северо-востоку от помещения 50, по другую сторону узкого прохода, находится помещение 51, которое, вероятно, принадлежало тому же домовладению, ибо оба помещения эти объединены одним двором 49. Правда, может возникнуть вопрос: не был ли данный жилой комплекс обширнее, не включал ли он в себя и помещение 53, двор 52 и т. д.?

Такое предположение вполне закономерно, если учесть, что проход, ведущий из двора 49 к входу в помещение 51, сообщается и с двором 52. В этой связи надлежит отметить следующую деталь. У входа в помещение 51, в проходе, отделяющем это помещение от помещения 50, врыта большая вертикальная плита, которая вряд ли могла бы тут появиться, если бы проход действительно соединял два двора (49 и 52). Эта плита отграничивает часть прохода, принадлежащего комплексу помещений 49—51, от территории смежного домовладения, в состав которого входили двор 52, помещение 53, а также, вероятно, и другие помещения, расположенные к югонзападу от двора 52 и еще не раскопанные.


12 Подобная плита была положена во дворе 31 (см. с. 83). На этой плите, вероятно, стояли, когда наполняли яму зерном.

13 Лишь случайно в яму попали песколько обломков амфор и кости маленького животного.

14 Местами прослеживались большие куски обуглившегося дерева от сгоревших перекрытий (для определения взяты образцы — И/55—159).

На главную   |   Общая библиография |  В библиотеку  | [1] | [2] | [3] | [4] | [5] | [6] | [7] | Далее