Илурат
|
||||||||
На главную | К началу раздела | О крепости Илурат |
ВерованияЗанятия илуратцев скотоводством и земледелием, их смешанный этнический состав во многом определили и их религиозные представления, объединявшие поклонение греческим божествам с культами и обрядами, восходящими к эпохе раннего земледелия. В этом отношении первое место, безусловно, принадлежало культам женских божеств, изображения которых по своему художественному стилю в значительной мере отличаются друг от друга: одни изготовлены в соответствии с традициями античного искусства, для других характерна довольно обобщенная манера. О существовании в городе монументальной мраморной скульптуры свидетельствует обломок передней части ступни статуи, близкой к натуральной величине (Гайдукевич, 1958. С. 117-118. Рис. 121). Редкой для Илурата находкой является мраморная головка Афродиты с прической в виде свободно лежащих локонов, разделенных посередине пробором (Гайдукевич, 1981. С. 135. Рис. 55). Она была частью небольшой статуи высотой около 40 см , когда-то украшавшей интерьер дома состоятельного горожанина.Другую трактовку образа Афродиты демонстрирует золотой медальон середины III в. н.э., обнаруженный в слое разрушения дома у западной башни крепости (Горончаровский, 1993б, с. 80-83). В центре его располагается оттиснутое штампом схематичное изображение бюста богини в калафе. Над ее плечами находятся две шестиконечные звездочки, указывающие на связь с небом, т.е. это, скорее всего, Афродита Урания, особенно почитавшаяся на Боспоре в первые века н.э. Возможно, медальон играл какую-то роль в обрядах, связанных с богиней и одевался лишь в соответствующих случаях. Не случайно именно это украшение выделено на груди четырех происходящих из Илурата терракотовых статуэток богини на троне, изображающих, очевидно, все ту же Афродиту Уранию (Денисова. 1984. С. 127. Табл. XXIV, a) . Синкретизм религиозных представлений населения Илурата нашел свое отражение в терракотовых протомах, на которых задрапированная фигура богиня представлена с выпуклостью у лона, символизирующей беременность (Денисова. 1984. Табл. XXIV , в). Таким образом, Афродита получает черты божества производящих сил природы. Уже без всякой "греческой вуали" образ т.н. Великой богини, владычицы животного и растительного мира мы видим на круглом глиняном штампе для изготовления культовых лепешек (Гайдукевич, 1958. С. 79-84. Рис. 76), где она в длинном, расширяющемся книзу одеянии, предстает как олицетворение мирового древа с распростертыми руками в виде растительных побегов. Они служат своеобразной границей между верхним небесным миром, отмеченным схематичным изображением звезды или летящей птицы, и нижним подземным миром с крылатыми грифонами. Голова богини с двенадцатью отростками по форме напоминает хлебный колос. Глиняный штамп был найден рядом с большим по площади зданием у юго-восточной оборонительной стены, очевидно, наделенным функциями общественного святилища. Остатки обнаруженного здесь человеческого жертвоприношения (Гайдукевич, 1958. С. 43-46. Рис. 29-31) говорят о том, что в финале существования крепости ее жители прибегали к кровавым ритуалам, далеким от традиционных греческих обрядов почитания богов. В культовом помещении, на возвышении прямоугольной формы, имелось воронкообразное углубление, рядом следы большого кострища, в слое золы которого оказалась часть скелета козы. В восточном углу помещения находился каменный жертвенник из нескольких известняковых плит. В заполнении этого сооружения был обнаружен скелет петуха, а на верхней плите - череп мужчины 30-35 лет с ровным срезом на нижнем позвонке. В любом случае это жертвоприношение, видимо, было вызвано чрезвычайными обстоятельствами и связано с инициативой не одного человека или семьи, а большого коллектива горожан, располагавшего определенными правами и возможностями. Небольшое домашнее святилище было открыто в одном из центральных кварталов Илурата (Шургая, 1986. С. 217-222). Значительный интерес представляет найденный рядом с ним обломок лепного культового сосуда с рельефом на внутренней поверхности. Женская фигура с головой в виде хлебного колоса, раскинутыми руками, полными грудями и вздувшимся животом на фоне параллельно прочерченных линий, символизирующих распаханное поле, представляет собой переданную изобразительными средствами мольбу об урожае. Интересно отметить, что таких фигур, видимо, с целью усилить магическую силу содержимого сосуда, было вылеплено несколько (сохранились две). Посередине святилища находился алтарь, сооруженный из трех вертикально установленных известняковых плит. Его перекрывал зольный холм высотой около метра, в основании которого находились скелеты собаки и козы в анатомическом порядке. В напластованиях зольника и рядом с ним найдены небрежно вылепленные из глины статуэтки с подчеркнутыми признаками пола. Все они слегка обожжены, местами сохранились следы охры. Голова у мужских фигурок заострена, у женских - имеет округлую форму. Нос сделан защипом, глаза - в виде круглых налепов, вытянутые вперед руки и ноги показаны в виде выступов. Найденное тут же соответствующее им по размерам терракотовое ложе, окрашенное в красный цвет– «цвет жизни», не оставляло сомнений в том, что эти фигурки использовали для имитации «священного брака», совершаемого на зольном алтаре. В данном случае, как и у многих народов, мы сталкиваемся с наличием представлений об активном влиянии ритуального огня и золы на погодные условия, растительность, обильный урожай и животный мир, поскольку приписываемое им действие уподоблялось солнечному свету. Особое отношение жителей города к золе проявилось в том, что она ссыпалась в специально отведенных для этого местах, в результате чего близ оборонительных стен появились зольные холмы. Не исключено, что в представлениях жителей Илурата они являлись дополнительной магической линией защиты. Самый мощный зольник высотой 5,2 м , возвышается за юго-восточными воротами. Судя по происходящим из него материалам, он формировался на протяжении второй половины I - середины III вв. н.э. Помимо чисто бытовой функции, зольник был связан с проведением аграрных магических ритуалов. Так, у вершины холма частично исследована площадка из камней и обожженной глины, над которой зафиксирован слой чистой золы мощностью до полуметра. Рядом найдена небольшая мраморная статуэтка, почти полностью соответствующая упомянутым женским глиняным фигуркам (Горончаровский, 1987. С. 320). Видимо, она была предназначена для многократного использования в обрядах, имевших общегородское значение. |
|
Наверх Далее |