Илурат
На главную   К началу раздела  О крепости Илурат

Илуратский некрополь.

Городские некрополи располагались вдоль ведущих в Илурат дорог. Сравнительно хорошо изучен расположенный в 200 м к юго-востоку от Илурата так называемый "верхний" некрополь. Впервые его кратко описал еще П.Дюбрюкс, указав на каком расстоянии он находится от городища. Здесь он видел могилы, высеченные "горизонтально в скалах" и представлявшие собой "своего рода гроты" (Гайдукевич, 1950. С. 182). Они были разграблены еще в древности и находились в открытом состоянии.

В этом месте одновременно со строительством погребальных сооружений велись интенсивные разработки камня, который тут же шел в дело. В ряде мест еще и теперь видны отверстия для выламывания камня или грубо отесанные блоки, которые так и не успели вывезти. К настоящему времени на территории в районе имющегося здесь скального выхода и вдоль склонов небольшой балки обнаружено более 210 погребальных комплексов и выявлены погребальные сооружения нескольких типов: грунтовые могилы и склепы, рядовые могилы в выемках из-под выборки камня; катакомбы с открытым дромосом и каменными лежанками; вырубные и одно- двухкамерные склепы из хорошо отесанных блоков известняка склепы с остатками полуцилиндрического или уступчатого свода (Хршановский, 1998. С. 77-87; Захаренков, 1999. С. 315-319). В последнем случае верхние торцы камней из кладки стен нередко возвышались над современной дневной поверхностью, что предполагает наличие курганной насыпи высотой до 3 м (Крыжицкий, Кубланов, 1972. С. 46; Кубланов, 1983. С. 101-103). Иногда в погребальных камерах склепов встречаются ниши для светильников. Для погребального обряда характерно трупоположение с западной ориентацией (иногда небольшие отклонения).

Наиболее ранние из погребальных комплексов I - начала II в. н.э., открыты на северном участке некрополя, прилегающем к городу. Из них происходят переотложенные материалы эллинистического времени: фрагменты гераклейской и фасосской амфор, обломки чернолакового килика и терракот IV - III вв. до н.э., двуствольные ручки амфор II - I вв. до н.э. (Горончаровский, Хршановский, 1994. С. 85-86), фрагменты "мегарских" чаш и понтийская медная монета 80-70 гг. до н.э. (Хршановский, 2003. С. 272). Таким образом, находит свое подтверждение, высказанное В.Ф.Гайдукевичем предположение о том, что на месте Илурата существовало какое-то эллинистическое поселение (Гайдукевич, 1958. С. 17-18). Сопоставление северной и южной частей некрополя по типам погребальных сооружений, набору погребального инвентаря и антропологическим данным позволяет говорить отом, что здесь наблюдаются не только хронологические, но и этнокультурные отличия (Хршановский, 2003. С. 273). Более ранними являются грунтовые склепы и могилы с сопутствующими жертвенными ямами-ботросами. В ряде случаев здесь обнаружены образцы краснолаковой керамики первой половины I в. н.э. Южнее преобладали плитовые могилы и каменные склепы различных типов с преобладающей западной ориентировкой погребенных. Достаточно часто встречаются следы прижизненной деформации черепа. В составе погребального инвентаря присутствуют отдельные предметы вооружения и литые "сарматские" зеркала, отсутствующие в комплексах I -начала II вв. н.э. Керамика представлена краснолаковой, красноглиняной и лепной посудой, украшения - кольцами, перстнями, браслетами и серьгами из бронзы, в отельных случаях из золота и серебра. Особо отметим золотой перстень, на широкой граненой шинке которого выбита пунсоном надпись M ???C ???? (Кубланов, 1983. С. 120. Рис. 12, 1) . Возле погребений нередко встречаются захоронения собак и целых костяков лошадей. Не исключено, что, по крайней мере, в одном случае было совершено и человеческое жертвоприношение (склеп-катакомба № 37) (Хршановский, 2000. С. 241-242). Появление этой новой этнокультурной традиции около середины II в., видимо, можно увязать с коренной перестройкой крепости и включением в состав ее гарнизона группы выходцев из сарматской кочевой среды.

На всей территории некрополя близ погребальных комплексов зафиксированы следы поминальных тризн в виде ритуальных площадок со скоплениями золы, насыщенными фрагментами керамики, терракот, оплавленного стекла, бронзовых и железных изделий. Из отдельных находок, связанных с тризнами "верхнего" некрополя, особого упоминания заслуживает уникальная терракотовая статуя женского божества высотой 0,62 м (Хршановский, 1989. С. 18-20. Рис. 6; Горончаровский, 2000. С. 255-257). Она была найдена в 1984 г . близ входа в склеп № 52. Статуя, видимо, отчасти уже поврежденная, была преднамеренно разбита на множество кусков при отправлении погребального ритуала. Она изображает стоящую в легком развороте фигуру, задрапированную гиматием, край которого свернут жгутом и перекинут через левую руку. Сходную трактовку образа женского божества можно найти в римском искусстве императорского периода. Это изображения Фортуны с рогом изобилия и рулевым веслом ( Amelung , 1903. С. 79, 101-103. Taf . 9, № 59; 13, № 86). Ряд деталей прически сближает илуратскую терракоту с портретами женщин императорской фамилии периода правления Калигулы ( West , 1933. Taf. XLIV, № 191; Wood, 1988; Wood, 1995. P . 458. Fig . 1), когда она, скорее всего, и была изготовлена на Боспоре с помощью составной формы неместного производства.

Наличие к северо-западу от городища другого некрополя, получившего условное обозначение "нижний", было зафиксировано лишь в 30-е гг. ХХ в., когда в Керченский музей стали поступать отдельные находки из могил, случайно обнаруженных на территории современной деревни Ивановка. В.Ф.Гайдукевич, проведя небольшие раскопки и открыв две разграбленные плитовые могилы, считал этот, как ему представлялось, грунтовый некрополь основным для Илурата (Гайдукевич, 1958. С. 138-139). В дальнейшем систематического изучения данного памятника не проводилось.

В 1968 г . М.М.Кублановым в восточной части деревни были раскопаны три из 18 погребений, случайно открытых местными жителями на приусадебных участках (Кубланов, 1971. С. 84-85). После продолжительного перерыва, в 1988-1990 гг., охранные раскопки на данной территории проводились под руководством В.А. Горончаровского в связи с прокладкой водопровода и строительством школы. В результате были вскрыты 29 погребений, что позволило обощить имеющиеся данные об этом некрополе, который функционировал в I - первой половине III вв. н.э. (Горончаровский, 1991. С. 14-16). Преобладающий тип могил - каменный ящик, перекрытый несколькими известняковыми плитами. Иногда они перекрывают углубление, вырубленное в материковой глине. Для погребального обряда характерно трупоположение с западной ориентацией, в отдельных случаях с небольшими отклонениями. Состав погребального инвентаря достаточно однороден. В женских захоронениях, как правило, присутствуют бусы из стеклянной пасты, сердолика, халцедона или гагата; бронзовое зеркало сарматского типа, разбитое или с надломленным ушком, иногда бронзовый игольник; в ногах - стеклянный сосуд, краснолаковая или сероглиняная миска. В качестве нерядовых находок можно упомянуть золотые серьги; серебряный перстень с гранатовой вставкой, на которой помещено резное изображение Афины; стеклянный перстень из витых нитей желтого и белого цвета. Для мужских погребений характерны длинный меч, кинжал, копье и набор посуды для питья вина (Горончаровский, 1998. С. 85-89).

Встречаются и более сложные сооружения, например, разграбленный склеп из тщательно подогнанных, хорошо отесанных плит. Здесь был вскрыт небольшой ступенчатый дромос, который вел в погребальную камеру размерами 3х3 м с остатками уступчатого перекрытия. По углам и вдоль стенок склепа найдены остатки не менее пяти человеческих костяков, что свидетельствует об его неоднократном использовании. Поскольку верхние торцы стенок погребальной камеры практически выходили на уровень современной поверхности, над ней, несомненно, была курганная насыпь.

Учитывая протяженность нижнего некрополя, непродолжительный срок его функционирования, однородность большей части погребальных сооружений и имеющегося в них сопутствующего инвентаря, можно предположить, что этот участок служил местом захоронения жителей не только Илурата, но и близлежащих сельских поселений, для которых крепость являлась военно-административным центром.

Археологическое изучение Илурата и его некрополя еще раз подтвердило важность научного наследия Дюбрюкса, отметил здесь немало существенных подробностей, которые исчезли с лица земли вследствие последующего разрушения памятника.

Наверх