Илурат
На главную  | Общая библиография |  В библиотеку   | [1] | [2] | [3] | [4] | [5] | [6] | [7] | [8] | Далее
 Е. Г. КАСТАНЯН
ЛЕПНАЯ КЕРАМИКА БОСПРСКИХ ГОРОДОВ

СВЕТИЛЬНИКИ

Светильники Илурата, как и Тиритаки, встречены двух родов — на высокой ножке и без нее.

53. Светильник в виде чашечки на ножке. Имеет следующие варианты.

А. Чашечка мелкая, сильно расширяющаяся вверх, с прямыми или слегка округлыми стенками. Ножка круглая в сечении, на круглой подставке (табл. XL, 2), либо расширяющаяся книзу, без подставки (И/48-302, 662; И/49-335; И/50-314, 361, 461). Тип этот был распространен в поселении у дер. Семеновка59 на Керченском полуострове (датируется И. Т. Кругликовой концом III в. н. э.).60 В Илурате найдена и часть ножки подобного типа с орнаментом в виде вертикальных рядов мелких наколов, расположенных в месте перехода ножки в чашечку между рельефными вертикальными ребрами (табл. XL, 5; И/48-307). Очевидно, такой орнамент заполнял и саму чашечку, имевшую форму, аналогичную найденным в вышеупомянутом поселении у дер. Семеновка (ФИМ, Сем. 57, пом. Г). Чашечки с такими подставками найдены также в Танаисе, в слое III—I вв. до н. э.,61 и в комплексе III в. н. э.62

Б. Чашечка глубокая, расширяющаяся вверх, со слегка округлыми стенками и отогнутым наружу под прямым углом тонким плоским венчиком. Ножка трехгранная, на круглой подставке (табл. XL, 6; И/49-100). Отдельно найдена подобная же ножка, заостренные грани которой украшены насечками (табл. XL, 3; И/50-471). Встречаются также трехгранные ножки без подставки, функцию которой заменяет в данном случае расширенная к основанию часть самой ножки (И/48-51; И/58-57).

В. Чашечка глубокая, с округлыми стенками и гладким краем; ножка круглая в сечении (табл. XL, I; И/49-92; И/50-415; И/52-91). Такой тип встречен среди керамики из поселения у дер. Семеновка (Сем. 58, № 55, по инвентарю ИА) конца III в. до н. э.63 на Керченском полуострове.

54. Светильник на ножке в виде чашечки с несколько удлиненным рожком, отделенным перемычкой. Ножка круглая в сечении, на круглой подставке (рис. 23, 8; И/59-94).

55. Светильник на ножке, в виде продолговатой чашечки, край которой ущемлен с одной стороны для образования рожка. Ножка круглая в сечении, на круглой подставке (рис. 23, 7; И/59-47). Такой тип встречен в поселении у дер. Семеновка.64 В заключение описания типов светильников на высокой ножке ниже упомянем еще фрагменты четырехгранных ножек, расширяющихся книзу, без подставки (табл. XL, 4; И/49-257; И/52-91).

56. Соответствует типу 53М—53Т (табл. XL, 7; рис. 23, 2, 3; И/58-84 и др.). Встречаются виды с петлеобразной реберчатой ручкой и с ручкой в виде гладкого вертикального выступа.

57. Светильник в форме «сапожка» с кольцевидной ручкой (рис. 23, 4; И/48-140, 211, 508; И/51-87; И/54-219; И/55-185). Оба типа светильников являются самыми распространенными на Боспоре в первые века н. э. Кроме Илурата, Мирмекия и Тиритаки, они встречены, например, при раскопках Пантикапея.65 Эти же типы бытовали и в Нижнем Подонье — их мы находим в публикациях материалов из Танаиса и Кизитиринского городища.66 Этот тип светильника с такой же ручкой был весьма распространен и на сельской территории Боспора, например в поселении у дер. Семеновка конца III в. н. э.67

Рис. 23. Светильники из Илурата. 1—6 — конец I—середина III в. н. э.; 7—8 — середина III в. н. э.

58. Светильник открытый, прямоугольной формы; встречаются виды с петлеобразной двуствольной ручкой и без ручки (рис. 23, 1, в; И/52-43; И/54-136).

59. Светильник ладьеобразной формы, с перемычкой у носика (рис. 23, 5; И/59-3).

Многочисленность находок лепной керамики в Илурате, разнообразие и обилие ее орнаментации заставляют признать, что в этом городе лепная посуда исполняла функции столовой не меньше, чем функции кухонной, и во всяком случае в быту основной массы жителей преобладала над гончарной. Этот возврат к универсальному значению лепной керамики в первые века нашей эры на Боспоре прослеживается и в других боспорских городах — в Мирмекии и Тиритаке — начиная со II в. н. э.68 Такое положение засвидетельствовано и для лепной керамики Пантикапея, где орнаментация начинает широко распространяться на лепных сосудах с I в. н. э.69

Важная роль, которую играла ленная посуда в быту илуратского населения, судя по многочисленности ее находок в Илурате, чрезвычайно ярко характеризует варварский облик культуры этого города.

Лепная керамика Илурата помогает уточнить датировки аналогичных по форме и орнаментации сосудов Мирмекия и Тиритаки. Так, реберча-тость поверхности ручек, наличие на ней продольного желобка, круглых и конусовидных налепов, квадратная в сечении форма ручки, украшение плоскости венчиков чашек ямочным орнаментом или рядом овальных вдавлин по наружному краю венчика, отчего на плоскости его образуется выпуклая вогнутость линии, орнаментация в виде резного геометрического рисунка треугольников и «елочки», ручки в виде выступов и налепов с характерной орнаментацией их, кольчатый штамп в сочетании с насечками — все эти признаки и многие другие, присущие илуратской керамике, подтверждают датировку сосудов, обладающих теми же элементами и происходящих из Мирмекия и Тиритаки, временем II—III вв. н. э. Лепные сосуды Илурата имеют много общего, как мы видели, с керамикой других боспорских городов периода первых веков н. э. (Нимфея, Пантикапея), о чем говорят приведенные нами аналогии при описании отдельных типов илуратской керамики. Некоторую общность илурат-ская керамика имеет и с керамикой Танаиса и прилегающего к нему района, т. е. из Недвиговскогои Кизитиринского городищ. Кое-какие аналогии удалось проследить, как мы видели, и с керамикой синдо-меотской из Восточного Приазовья п Кубани. Несомненная близость имеется также между керамикой Илурата и Средней Азии, а также Кавказа первых веков нашей эры. Меньше всего илуратская лепная посуда имеет аналогий среди лепной керамики западной части Северного Причерноморья. В общем же лепная керамика Илурата, как и Боспора в целом, представляет довольно своеобразное явление в лепной керамике Северного Причерноморья античной эпохи.

Некоторые из илуратских сосудов, как по форме, так и по своей орнаментации, имеют аналогии в керамике местных поселений более раннего времени. Такая архаичность форм наблюдается для сосудов типа 2, которому соответствует тип миски из могильника Исти-Су VI—V вв. до н. э.,70 и для сосудов типа 9, которые находят себе аналогии из того же могильника.71 Ряд аналогий имеется и для чашек типа 10, происходящих из ранних же поселений. Так, аналогичные чашки происходят из Нестеров-ского могильника VI—IV вв. до н. э. на Северном Кавказе72 и из Пашковского могильника К« 3 V—III вв. до н. э. на Кубани.73 Нестеровское поселение и могильник дают и другие аналогии для илуратскои керамики, несмотря на большой промежуток времени, отделяющий их друг от друга. Так, например, в Нестеровском поселении найдены фрагменты керамики с налепами, встреченными и на илуратских сосудах.74 Такие змеевидные налепы на сосудах обнаружены и в Нестеровском могильнике.75 В этом же поселении наряду с сосудами, украшенными резным геометрическим орнаментом, встречаются фрагменты сосудов с горизонтальными полуовальными выступами.76 Все это указывает на живучесть некоторых форм местной керамики Илурата. Более близкими по времени аналогиями чашкам типа 10 являются чашки из могильника II в. до н. э. у р. Кирца на Северном Кавказе (Куртатия).77 Из могильника Исти-Су происходят также миски, аналогичные варианту типа № 12.78 Подобная архаичность наблюдается, как мы упоминали, и в орнаментации лепных сосудов Боспора: резной геометрический орнамент, украшающий чернолощеную керамику, представленную среди находок из слоя VI в. до н. э. Мирмекия и Тиритаки, вновь возрождается в первые века н. э. Из верхнего слоя Алхастинского поселения на Северном Кавказе происходят фрагменты сосудов с резным орнаментом,79 очень схожим с орнаментом на илуратском фрагменте, представляющим собой вписанные треугольники с широким основанием и над ними ряд насечек между резным линейным орнаментом (табл. XXXIII, 3). В заключение можно сказать, что лепная керамика Илурата вместе с керамикой других боспорских городов составляет особую группу, хотя и имеющую некоторые аналогии среди материалов местных поселений Северного Причерноморья. По обилию распространения, богатству и разнообразию форм, орнаментации и внешней отделке (наличие, например, сосудов, покрытых красной краской, поверх которой произведено лощение) лепная посуда Илурата стоит на первом месте среди керамики других малых боспорских городов, подвергавшейся систематическому изучению. В особенности отличается Илурат по степени использования лепной керамики в быту жителей и по ее разнообразию от таких городов, как Мирмекий, где находки лепной керамики составляют незначительный процент по сравнению с находками импортной и местной гончарной посуды, и притом не только в эллинистический период, но и в первые века нашей эры, когда лепная посуда на Боспоре получает широкое распространение. В Тиритаке, более удаленной от столицы Боспора Пантикапея, чем Мирмекий, лепная посуда, наоборот, была в большом употреблении и даже соперничала с гончарной, используясь, очевидно, в качестве не только кухонной, но и столовой посуды, в особенности орнаментированная. Чем дальше в глубь полуострова, тем более «варварский» облик приобретает культура боспорских поселений, примером чему служит Илурат. Обилие и разнообразие в нем лепной посуды указывают на большую роль местных скифо-сарматских элементов в культуре этого города.


59 Там же с. 76, рис. 17, 5.

60 Кругликова И. Т. Позднеантичные поселения Боспора. . ., с. 252. 61 Арссньева Т. М. Лепная керамика Танаиса, 1, табл. IX, 6, 8.

62 Там же, табл. III, 3.

63 Кругликова И. Т. Позднеантичные поселения Боспора..., с. 252.

64 Кругликова И. Т. Боспор в позднеантичное время, с. 77, рис. 17, 6.

65 Кругликова И. Т. О местной керамике Пантикапея. . ., табл. III, 27.

66 Книпович Т. Н. Танаис. М.— Л., 1949, с. 79, рис. 346; с. 148, рис. 56.

67 Кругликова И. Т. 1) Позднеантпчные поселения Боспора. . ., с. 251, рис. 9, 7; 2) Боспор в позднеантичное время, с. 77, рис. 17, 4—8.

68 Кастанаян Е.Г. Лепная керамика Мпрмекпя и Тиритаки. — МИА, 1952, № 25, с. 286 сл.

69 Кругликова И. Т. О местной керамике Пантикапея . . ., с. 92.

70 Артамонова-Полтавцева О. А. Культура Северо-Восточного Кавказа в скифский период. — GA, 1950, XIV, с. 28, рис. 6, 3.

71 Там же, с. 37, рис. 13, 3.

72 Крупнов Е. И. Археологические памятники верховьев р. Терека бассейна р. Сунжи. — ТГИМ, 1948, т. XVII, с. 26, рис. 23, 8.

73 Смирнов К. Ф. 1) Пашковский могильник № 3. — КСИИМК, 1949, вып. XXVI, с. 83, рис. 36, 5; 2) Новые данные по сарматской культуре Северного Кавказа. — Там же, 1948, вып. XXII, с. 120, рис. 37, 11.

74 Крупнов Е. И. К вопросу о поселении скифского времени на Северном Кавказе. — Там же, 1949, вып. XXIV, с. 36, рис. 4, 3, 6.

75 Там же, с. 31, рис. 2, 3, 8.

76 Там же, рис. 2, 8.

77 Уварова П. С. Могильники Северного Кавказа. — МАК, 1900, вып. VIII, табл. XXIX, 13, 14.

78 Артамонова-Полтавцева О. А. Культура Северо-Восточного Кавказа. . ., с. 43, рис. 16, 4.

79 Крупнов Е. И. Археологические памятники верховьев р. Терека. . ., с. 20, рис. 13.

Общая библиография |  В библиотеку  | [1] | [2] | [3] | [4] | [5] | [6] | [7] | [8] | Далее