Илурат
На главную   Общая библиография |  В библиотеку 
 
 В. А. Горончаровский
ТЕРРАКОТОВАЯ СТАТУЯ ЖЕНСКОГО БОЖЕСТВА ИЗ РАСКОПОК НЕКРОПОЛЯ ИЛУРАТА: АФРОДИТА ИЛИ ФОРТУНА?

Планомерные исследования Боспорской экспедицией ИИМК РАН городища и некрополя Илура-та, боспорского города-крепости I—III вв. н. э. (17 км к юго-западу от г. Керчи), проводившиеся вплоть до натоящего времени , дали немало уникальных археологических находок. В их число входит и своего рода шедевр античной коропластики - терракотовая статуя богини высотой 0,62 м, до сих пор не подвергавшаяся детальному изучению. Она была найдена в 1984 г. на месте тризны близ северной стены склепа № 52, расположенного на территории «верхнего» некрополя Илурата 1. Здесь находилась ритуальная площадка со следами кострищ и скоплениями битой керамики I—III вв. н. э., а также других жертвенных даров. Статуя, видимо, отчасти уже поврежденная, была преднамеренно разбита на множество фрагментов при отправлении погребального ритуала. При реставрации выявились следующие утраты: отсутствуют руки, прикреплявшиеся отдельно, и часть стопы правой ноги.

Терракота изображает свободно стоящую в легком развороте фигуру (Рис. 1. 1, 2). На голове ее сте-фана с накинутым сверху гиматием, край которого свернут жгутом и перекинут через левую руку. Под ним хитон, перехваченный ниже груди узким поясом и образующий множество живописных складок. Удлиненно-овальное лицо богини абсолютно симметрично, нос прямой, дополнительная проработка зрачков больших глаз отсутствует. Тщательно уложенные над высоким лбом вьющиеся пряди волос разделены посередине пробором. От ушей, прикрытых прической, на плечи спускаются два волнистых локона. Оборотная сторона терракоты трактована достаточно суммарно, имеются следы работы стекой. Внутри она полая, открытая снизу. Стыки отдельных частей, изготовленных в нескольких формах, тщательно заглажены. Глина изделия, несомненно, боспорская: кирпично-красного цвета, в изломе темно-серого, вследствие неравномерного обжига, слоистая, с примесью частиц извести.

Описанная терракотовая статуя, безусловно, относится к произведениям высокого художественного уровня и не имеет аналогов на территории Боспора ни по размерам, ни по тщательности проработки деталей. Напрашивается вывод, что это нерастиражированный образец продукции одной из боспорских керамических мастерских, в которой использовалась составная форма, скорее всего, не местного производства. Прототипом для ее изготовления, очевидно, послужила какая-то монументальная скульптура. В свое время была высказана мысль о том, что это изображение Афродиты, культ которой был широко распространен на Бое-поре в первые века н. э. (Горончаровский, Хрша-новский. 1986. С. 163). Углубленное изучение иконографии женских божеств позднеантичного периода заставило усомниться в этом предположении. Конечно, вполне определенная идентификация данного образа затруднена, поскольку утрачены не только руки, но и находившиеся в них атрибуты богини. Тем не менее, сходную трактовку женского божества мы находим в римском искусстве императорского периода. Это изображение Фортуны с рогом изобилия в левой руке из Рима, Остии и Том, датирующиеся II в. н. э. (Amelung. 1903. S. 79.Taf.9.№59; S.101—103. Taf.13. № 86; Чубова. 1970. С. 115. Рис. 59). Наиболее близок к нашему варианту образ Фортуны, воплощенной в мраморной статуе высотой 2,21 м. из Остии, где в правой руке богиня держит рулевое весло (Рис. 1. 3).

Видимо, все отмеченные произведения скульптуры восходят к оригиналу более раннего времени. На это указывает такая деталь как прическа с вьющимися, уложенными на прямой пробор волосами и двумя длинными волнистыми локонами по обе стороны шеи. Подобная прическа была в моде достаточно недолго, т. к. она запечатлена только на скульптурных портретах Агриппины Старшей (Рис. 1. 4) (West. Taf. 1933. XITV. № 191; Федорова. 1979. С. 91. Рис. 13), внучки Августа и матери Калигулы (37-41 гг.). Известно, что в период правления Калигулы женщины, принадлежащие к императорской фамилии, получали беспрецендентные общественные почести. Светоний сообщает, что ежегодные поминальные обряды и цирковые игры, на которых изображение Агриппины везли на особой колеснице (Suet. Calig. 15, 1). Очевидно, в данном случае Калигула увековечил ее память, чтобы возвиличить себя демонстрацией глубокой скорби и лишний раз привлечь внимание к своему родству через нее с императором Августом (Trillmich. 1988). могла быть представлена в образе Фортуны с рогом изобилия в руке, как и ее дочери на монетах Калигулы (Абрам-зон. 1995. С. 375. Рис. 52; Wood. 1995. Р. 458. Fig. 1). Не исключено, что это официальное изображение послужило прототипом для целого ряда произведений монументальной скульптуры. Они могли копироваться, в т. ч. средствами коропластики, для провинций и знати вассальных государств, которая стремилась продемонстрировать свою лояльность по отношению к Риму.

Рис. 1.
1,2- терракотовая статуя из раскопок тризны близ склепа № 52 верхнего некрополя Илурата;
3 - мраморная статуя Фортуны из Остни;
4 - мраморный бюст Агриппины Старшей;
5 - фрагмент протомы женского божества из раскопок городища у с. Михайловка;
6 - галопа терракотовой статуэтки иа Ken.

На Боспоре такая ситуация сложилась в первые годы правления Митридата VIII (39/40-44/45 гг.). На золотых статерах этого царя, отчеканенных в 39/40 гг., помещен портрет Калигулы на аверсе и крылатая Ника на реверсе (Зограф. 1951. С. 197. Табл. XLVI. 5; Анохин. 1986. С. 96. Табл. 12. № 328). Таким образом, его права были признаны в Риме вопреки первоначальному плану императора отдать Понт и Боспор под власть своего друга Полемона II (Абрамзон. 1995. С.203 cл.). Добиваясь власти, Митридат VIII должен был сделать все, чтобы вызвать расположение Калигулы. В этом отношении он вряд ли отличался от других вассальных царей и подданных Римской империи, воздвигавших в честь Калигулы алтари и статуи (Ср. Fl. Jos. Ant. Jud. XVIII, 8.1). В числе подобных мероприятий могло быть и введение почитания его матери в образе Фортуны или, скорее ее греческого аналога - Тихе. Судя повсему, тогда же на Боспоре началось и изготовление терракотовых статуй богини. Видимо, они вызвали появление ряда подражаний. В частности, можно упомянуть обломок протомы богини в стефане первой половины I в. н. э. из раскопок городища у с. Михайловка (Рис. 1. 5), расположенного в 2 км от Илурата (Петерс. 1970. С. 113. Табл. 53.1). По размерам он не уступает голове нашей терракоты. Заслуживает внимания и фрагмент статуэтки в виде женской головы в стефане высотой 0,07 м, найденный в Кепах (Рис. 1. 6) при исследовании засыпки вала I в. н. э. (Николаева. 1974. С. 15. Табл. 10. 2). Собственно говоря, этим и ограничивается круг возможных аналогий. Следовательно, период изготовления терракотовых статуй Фортуны (Тихе) и их местных вариантов был весьма непродолжительны. Данное обстоятельство соответствует резкому изменению политики Митридата VIII по отношению к Риму при императоре Клавдии, что привело к войне, вспыхнувшей в 44 г. Эти события, вполне вероятно, сопровождались демонстративным уничтожением памятников искусства, связанных с представителями династии Юлиев-Клавдиев, подобно тому, как это сделали жители Эфеса со статуями римлян в начале Первой Митридатовой войны (Арр. Mithr., 18). Может быть, поэтому высокохудожественная терракотовая статуя Фортуны дошла до нас среди находок, связанных с небольшой крепостью в глубине Керченского полуострова, тогда как в крупных боспорских городах подобные изделия не известны.

Владелец терракоты, судя по размерам склепа, ряду деталей погребального обряда и сопутствующим захоронениям лошадей с металлическими деталями узды (Кубланов, Хршановский. 1989. С. 14), был достаточно состоятельным выходцем из варварской, возможно, сарматской среды. Что же могло привлечь его в образе Фортуны (Тихе)? Прежде всего, то, что она рассматривалась как подательница счастья, удачи. Эти понятия в обществах на ранней стадии развития значили многое. С ними связывалась богатая военная добыча, урожай и приумножение скота, благосостояние племени. Видимо, именно благодаря этому избрал Тихе своей покровительницей Хрисалиск, которого Н.И.Сокольский, исследовавший его резиденцию конца I в. до н. э. на Тамани, считал представителем ираноязычного племени аспургиан (Сокольский. 1976. С. 104).

В заключение можно отметить, что в условиях нараставшего синкретизма женских божеств поздне-античного Боспора полуварварское население Илурата могло рассматривать терракотовую статую Фортуны (Тихе) и как персонификацию образа почитавшейся здесь «великой богини» - владычицы животного и растительного мира (Гайдукевич. 1958. С. 43 сл.; Пругло. 1970. С.116). ЛИТЕРАТУРА

Абрамзон. 1995. —М. Г. Абрамзон. Монеты как средство пропаганды официальной политики Римской империи. М., 1995.

Анохин. 1986. - В. А. Анохин. Монетное дело Боспора. Киев, 1986.

Гайдукевич. 1958.-й. Ф. Гайдукевич. Илурат. Итоги археологических исследований 1948-1953 гг. // МИА. 1958.

Горончаровский, Хршановский. 1986. - В. А. Горончаровский, В. А. Хршановский. У стен древнего Илурата // Ноосфера. Л., 1986.

Зограф. 1951. — А. Н. Зограф. Античные монеты // МИА. 1951. №16.

Кубланов, Хршановский. 1989. - М. М. Кубланов, В. А. Хршановский. Некрополь Илурата: раскопки 1984-1988 гг. // Проблемы религиеведения и атеизма в музеях. Л., 1989.

Николаева. 1974. -Э. Я. Николаева. Терракоты города Кеп // Терракотовые статуэтки. Придонье и Таманский полуостров. М., 1974. - (САИ. Вып.ГI-II. Ч. IV).

Петерc. 1970. — Б. Г. Петере. Терракоты из городища у с. Михайловка//Терракоты Северного Причерноморья. М., 1970. - (САИ. Вып.ГI-II. Ч. II).

Пругло. 1970. - В. И. Пругло. Терракоты из Илурата // Терракоты Северного Причерноморья. М., 1970.

Сокольский. 1976. - И. И. Сокольский. Таманский толос и резиденция Хрисалиска. М., 1976.

Федорова. 1979 - Е. В. Федорова. Императорский Рим в лицах. М., 1979.

Чубова. 1970. —А. П. Чубова. Искусство Европы I-IVBB. M., 1970.

Amelung. 1903. - W. Amelung. Die Sculpturen des Vaticanischen Museum. Berlin, 1903. Bd.I.

Trillmich. 1988. — W. Trillmich.Familienpropagandader Caiser Caligula und Claudius. Berlin. 1988.

West. 1933. - R. West. Romisch'e Portratplastik. Munchen, 1933. Bd.I.

Wood. 1995. - S. Wood. Diva Drusilla Panthea and the Sisters of Caligula // AJA. 1995. Vol. 99. № 3


1 Работы на этом участке проводились группой сотрудников Государственного Музея истории религии под руководством В. А. Хршановского (Кубланов, Хршановский. 1989.С. 18-20. Рис.6)

* Статья написана при финансовой поддержке Research Support Scheme (Фонд Сороса) (грант № RSS 1194/1997).