Илурат
На главную  |  Общая библиография |  В библиотеку 
[1]  |  [2]  |  [3]  |  [4]  |  [5] |  [6]  |  [7]  |  [8] |  [9] |  [10]  |  [11]  |  [12]  |  [13]  |  [14]  |  [15]  |  [16]  |  [17] |  [18]  |  [19] |  [20]  |  [21]  |  [22]  |  [23]  |  [24]  |  [25]  |  далее
 
 В. Ф. ГАЙДУКЕВИЧ
МАТЕРИАЛЫ И ИССЛЕДОВАНИЯ ПО АРХЕОЛОГИИ СССР № 85

Дом 6.

Дом 6. Состоит только из двух помещений 37 и 38 (рис. 86), из них последнее, очевидно, было двором, откуда имелся выход па улицу (в этой части улица полностью еще не раскопана). Двор четырехугольный в плане, его размеры: 5.40— 5.70x6.90—7.30 м, сохранившаяся высота степ 1—1.30 м. От входного проема устроен коридорообразиый проход; его ширина 0.90—1.20 м, длина 2.75 м. Ограничивают двор с одной стороны стена, являющаяся общей для двора 38 и помещений 32—33 соседнего дома, с другой — небольшая стена, отходящая в глубь двора от притолоки входного проема. Так так уровень улицы был несколько выше двора, в проеме устроены из каменных плит две ступени. Пол во дворе состоит из искусственно выровненной поверхности скалы; па большей части пространства она подтесана, местами уложены на глине плитки известняка.

Рис. 86. План дома б на участке I.

В стене, ограничивающей двор с северовосточной стороны, имеется вход в помещение 37, служившее жильем (рис. 87); его размеры: 5x5.45—6.05 м. Слева от входа, в западном углу, сохранились остатки печи: топка обрамлена поставленными на ребро плитами, внутри нее имеются три столбика: два каменных по бокам и один глиняно-саманный в центре. Столбики поддерживали плоскую глиняную плиту, перекрывавшую топку. Печь занимает пространство 0.85x1.23 м, высота ее 0.40 м.

К северо-восточной стене пристроена загородка, образованная из двух рядов впущенных в пол плит; замыкавшая юго-западный конец поперечная плита не сохранилась. Длина загородки 2.45 м, внутренняя ширина 0.40—0.60 м. Две плиты юго-восточной стороны загородки имеют сквозные отверстия. Крайняя плита, прилегающая к стене, имеет одно отверстие диаметром 4 см, а следующая за ней — два. Как известно, во всех илуратских домах обнаружены «загородки», сделанные таким же способом. Одной из разновидностей этих загородок является только что рассмотренная загородка в помещении 37; она примыкает к противоположной от входа стене, имеет удлиненную форму. В данном случае она расположена не совсем посередине комнаты, тогда как рядом в соседнем доме аналогичная загородка сделана против входа — точно посередине, благодаря чему помещение разделено загородкой на два равных отсека. То же наблюдается и в помещении 26 следующего к юго-востоку дома.

Отмеченные выше отверстия в двух плитах «загородки», выявленной в помещении 37, заставляют вспомнить аналогичное наличие отверстий в плитах других «загородок» подобного же типа (например, в помещении 17 и др.). Все это дает некоторые основания предполагать в такого рода «загородках» ясли, в которые засыпали корм для скота. Отверстия в плитах могли служить для привязывания животных. То обстоятельство, что эти ясли иногда находятся явно в жилых помещениях, не должно смущать. Возможно, такие «стойла» использовались только в зимнее время, когда требовалось обеспечить теплым помещением выращиваемый молодняк. Кстати заметим, что в помещении 37 па полу рядом с загородкой оказалось каменное корытце — кормушка. Возле двери у стены сооружена другая загородка, состоящая из трех плит (рис. 88). Из них одна высокая, массивная (0.76 х Х0.83 м, толщина 0.10 м), две другие значительно меньше (их высота 0.43 м). Ограждаемое плитами четырехугольное пространство имеет размеры 0.37x0.65 м, глубина определяется меньшего размера плитами (0.43 м); содержимое в загородках могло удерживаться только в пределах этих последних. Любопытно, что и в данной «загородке» самая большая плита снабжена сквозным отверстием, которое находится в верхней угловой части плиты.

Рис. 87. Вид на помещение 37 со стороны двора.

Пол помещения 37 расположен на 0.30 м ниже пола во дворе. Поэтому в дверном проеме сделана ступенька. Часть пола вымощена плитками — главным образом в юго-восточной половине помещения, остальное пространство представляет собой глиняный пол; материковая скала покрыта слоем плотно утрамбованной глины. Под завалом камней на полу обнаружен толстый слой золы, горелой глины, пепла. В нем было много вещевых находок, преимущественно керамики. На значительном пространстве пола найдено большое количество зерен пшеницы; особенно много их оказалось внутри загородки, примыкающей к се-неро-восточной стене помещения. Вероятно, запасы пшеницы хранились в больших амфорах. Это подтверждает найденное близ входа днище босиорской амфоры крупных размеров, характерной для III в. формы, с сохранившимися в ней зернами обуглившейся пшеницы. Очевидно, при разрушении дома находившиеся в некоторых таких сосудах запасы зерна рассыпались но всему помещению.

Рис. 88. Загородки из плит в помещении 37.

Рис. 89. Лепные сосуды.

1 — из помещении 37 (участок I); 2 — из помещения 22 (участок III) 3 — из помещении 40 (участок I).

Состав керамических находок типичен для жилищ Илурата. Преобладают обломки боспорскпх амфор и лепных сосудов. Из последних надо отметить распространенные в обиходе илуратцев горшки с двумя дугообразными ручками—иалепами (рис. 39, 2), высотой 0.41 м, простые одноручные (рис. 89, 1) (И/51-40) и двуручные горшки, расширяющиеся к верху миски. Особый интерес представляет сарматского типа чашка на кольцевой ножке с отвесными стенками, округло переходящими в дно. Ручка вылеплена в виде кабана, на его голове рельефно обозначены уши, па конце обращенной кверху морды врезами показаны ноздри и разрез рта (рис. 90, 1) (Очень близкий нашему сосуд С фигурой кабана, найденный в Керчи, издан К. М. Скалой (Изображение животных на керамике сарматского периода. Тр. Отд. истории первобытной культуры, I, Гос. Эрмитаж, Л., 1941, стр. 193).). Сосуд изготовлен на гончарном круге. Глина в изломе темнобурая, наружная поверхность серая(И/51-19).

Совсем неожиданной была находка обломков сосуда, внутри которого на стенках имеются стержнеобразные выступы (один обломок с таким выступом представлен на рис. 84, 2) (И/51-32). К сожалению, восстановить форму сосуда невозможно. Но совершенно очевидно, что это был вместительный сосуд закрытого типа, сделанный из простой красной глины. Показательно наличие внутри на стенках сосуда выступов. Очевидно, эти обломки принадлежат маслобойке, т. е. соСУДУ, в котором производилось сбивание масла. Среди античных материалов маслобойки неизвестны. Но они известны в Закавказье. Недавно при раскопках поселения Тейшебаипп (Кармир-блур) был найден глиняный сосуд — маслобойка, которую удалось полностью восстановить. Внутренние стенки этого сосуда снабжены точно такими же «рожками» — выступами, какие имеются на обломках илуратского сосуда.

Рис. 90. Кубки с зооморфными ручками. 1 — из помещения 37; 2— из помещения 38.

К предметам домашнего хозяйства относятся также глиняные пирамидообразные подвески — принадлежность ткацкого станка, 14 подвесок обнаружены внутри длинной загородки. Несколько целых и много разбитых подвесок оказалось на полу. Найдены также глиняные пряслица от веретен: в виде усеченного конуса, в виде плоских кружков и биконические (рис. 91). Должна быть упомянута еще находка каменного топора, относящегося к эпохе бронзы(И/51-37).

Во дворе под завалом камней обнаружено также много разбитой простой обиходной посуды, сильно измельченной тяжестью каменного завала. Из найденных здесь обломков удалось восстановить оченьинтересную красноглиняную чашку с ручкой в виде кабана (рис. 90, 2). Это был второй сосуд с зооморфной ручкой, оказавшийся в пределах одного дома. Как и чашка, найденная в помещении 37, данный сосуд имеет отвесные стенки, округло переходящие в дно, которое снабжено кольцевой ножкой. Прямостоящий венчик ограничен внизу уступом, образующим переход к туловищу чашки. Сделана она очень тщательно — на гончарном круге из характерной «боспорской» глины тёмнокрасного цвета, с вкраплениями белых крупинок известняка. Фигура кабана передана так же условно, как и на первом сосуде, но несколько дополнительных деталей значительно оживляют стилизованное изображение животного. Кроме ноздрей и разреза рта, врезами обозначены глаза и клыки. Аналогичного изображения кабана на сарматских сосудах среди изданных материалов нет.

В средней части двора обнаружен впервые встреченный при раскопках античных городов округлый продолговатый известняковый блок, слегка расширяющийся в верхней и нижней частях (рис. 92, 1—4). Найден он в стоячем положении, но с обращенным кверху нижним концом, который представляет собой ровную, гладкую плоскость. Когда камень был приподнят, выяснилось, что его надлежит перевернуть и только тогда он примет то правильное положение, в котором данный предмет мог выполнять соответствующие его назначению функции. По краю высечен бортик (ширина 4—5 см, высота 2.5 см), который местами теперь сбит, в центральной части верхней плоскости высечена круглая полость (глубина 2.3 см, диаметр 15.5 см) с сферическим дном. Это напоминает устройство обычной каменной ступы. Но дальнейшие детали уже никак не соответствуют ступе. На дне центрального углубления сделана небольшая продолговатая впадинка, которая через круглое отверстие, имеющее в диаметре 4 см, переходит ниже в полость, выходящую наружу немного ниже середины блока. Наружное устье этой полости, не имея правильных ровных очертаний, напоминает своей формой треугольник, обращенный вершиною вниз; высота его 14 см, ширина вверху 8.5 см. Кроме того, близ дна центрального углубления начинается горизонтальный сквозной канальчик диаметром 2 см, выходящий тоже наружу. К сказанному надо добавить, что на верхней плоскости блока у бортика, над тем местом, где ниже находится треугольное отверстие, сделано небольшое круглое углубление — впадинка глубиною 4 см. Трудно определить, для какой цели предназначался этот предмет. Никаких аналогий ему найти пока не удалось. Можно думать, что перед нами приспособление производственного характера. Наличие сквозного отверстия показывает, что здесь предусмотрена возможность удаления выжимавшейся жидкости, которая вытекала через треугольное отверстие. По-видимому, к этой «давилке» имеет прямое отношение найденный неподалеку на полу двора известняковый конус. Он сделан из такого же материала — известняка и по размерам соответствует центральному углублению (рис. 92, 5).

Дом 6 отличается от соседних домов значительно меньшими размерами, что выражается не только в ограниченности занимаемой им площади, но и в минимальном количестве его внутренних помещений. Жилое помещение, несомненно, имело черепичную кровлю. При раскопках в нем найдено 7 обломков керамид, т. е. плоских кровельных черепиц. Дворик, возможно, был открытым.

Рис, 91. Глиняные пряслица.

На главную  |  Общая библиография |  В библиотеку |   [1]  |  [2]  |  [3]  |  [4]  |  [5] |  [6]  |  [7]  |  [8] |  [9] |  [10]  |  [11]  |  [12]  |  [13]  |  [14]  |  [15]  |  [16]  |  [17] |  [18]  |  [19] |  [20]  |  [21]  |  [22]  |  [23]  |  [24]  |  [25]  |  далее