Илурат
На главную  |  Общая библиография |  В библиотеку 
[1]  |  [2]  |  [3]  |  [4]  |  [5] |  [6]  |  [7]  |  [8] |  [9] |  [10]  |  [11]  |  [12]  |  [13]  |  [14]  |  [15]  |  [16]  |  [17] |  [18]  |  [19] |  [20]  |  [21]  |  [22]  |  [23]  |  [24]  |  [25]  |  далее
 
 В. Ф. ГАЙДУКЕВИЧ
МАТЕРИАЛЫ И ИССЛЕДОВАНИЯ ПО АРХЕОЛОГИИ СССР № 85

 

Юго-восточная оборонительная стена.

Длина стены, раскрытой раскопками на участке 1, составляет 65 м. Она построена в два приема.

Первоначальная стена (на рис. 13 обозначена А) на всем своем протяжении почти в 200 м имеет ширину 2.40 м (Там, где стена А еще не раскопана, она прослеживается по верху валообразиой насыпи, образовавшейся на месте развалин оборонительной стены.). На ее восточном конце расположена прямоугольная башня 1 — одна из четырех имевшихся у этой стены башен (На плане Дюбрюкса эта башня обозначена литерой М.). Стена А сохранилась в высоту до 3.15 м.

Облицовочная кладка стены А состоит из подтесанных с лицевой стороны самых различных размеров известняковых камней, сложенных на глине. Большое место занимают в этой кладке все же крупные постелистые плиты (рис. 7). Внутренняя часть стены образована обычной забутовкой. Стена покоится на скале.

Позднее к лицевой стороне стены А была пристроена стена Б шириною 4 м, благодаря чему юго-восточная оборонительная стена, состоявшая теперь из двух поясов, шириной 6.40 м, приобрела исключительную мощность. Усилению подвергнута была не только стена, но и башни.

По характеру строительного выполнения первый, более ранний пояс стены А заметно отличается от второго (наружного), более позднего пояса Б.

Стена Б имеет облицовочную кладку из довольно грубых и вместе с тем очень больших, лишь суммарно обколотых плит известняка.

Изученный на участке I отрезок оборонительной стены дает возможность составить представление о всей юго-восточной линии укреплений. На всем своем протяжении она состоит из тех же двух поясов стен А и Б.

Близ средней части юго-восточной стены в валообразной насыпи па линии остатков стены (здесь они еще не раскопаны) имеется выемка.( Она используется в настоящее время для въезда на территорию городища.) Дюбрюкс ее объяснял как место ворот. Предположение Дюбрюкса не должно априорно отвергаться. Действительно, такая выемка могла образоваться на линии стены, если здесь был в ней проем. Заметим, однако, что есть одно обстоятельство, которое заставляет отнестись к предположению Дюбрюкса с некоторой осторожностью. Как известно, в античном крепостном строительстве ворота обычно фланкировались башнями. Между тем предполагаемые ворота в юго-восточной оборонительной стене Илурата находятся на довольно значительном расстоянии от башен II и III. Последнее и заставляет нас воздержаться от окончательного решения данного вопроса до того, как раскопки внесут в него полную ясность.

Юго-западная линия оборонительных стен длиной около 100 м была, очевидно, построена также в два этапа. Остатки этих стен находятся под насыпью в виде большого вала, на поверхности которого местами выступают отдельные камни, принадлежащие скрытым в насыпи кладкам стен. Примерно посредине «вал» прерывается. Промежуток этот, по предположению Дюбрюкса, соответствует месту вторых ворот, ведших внутрь поселения.

По имеющемуся в одном месте с внутренней стороны городища обнажению юго-западной стены видно, что кладка ее совершенно сходна с оборонительной стеной А, открытой на участке I. Есть основание думать, что внешний пояс юго-западной стены здесь также будет сходен со стеной Б, часть которой раскопана на том же участке.

Что касается северо-западной стены, то ее характеристику мы дадим несколько позднее. Отметим только, что и там, судя по открытой части стены, по-видимому, также имела место последующая пристройка внешнего пояса к первоначальной оборонительной стене в целях усиления крепости и с этой стороны.

Вернемся к расмотрению оборонительных сооружений на участке I. Раскопанный отрезок юго-восточной оборонительной стены имеет две башни (I, II), их разделяет расстояние в 31 м. Обе они одинаково устроены и претерпели при . возведении второго пояса стены одинаковую перестройку.

Когда строили стену А, то одновременно с ней были сооружены и башни: четыре по юго-восточному фронту крепости, из них две были угловыми; одна (восточная) (На плане Дюбрюкса — башня М.) стояла на северо-восточном конце стены, другая (южная) (На плане Дюбрюкса — башня 9.). на юго-западном. Раскопки показали, что восточная башня I выступала от внешнего фасада стены А, одновременно с которой она и была построена, на 4.40 м. По юго-восточному фасаду длина башни равнялась 7.05 м. Северо-восточная сторона башни сливается с торцовой частью стены А, образуя с ней общий фасад.

Башня I внутри полая (рис. З) (Плотный завал, заполнявший помещоние башни I, и невозможность обнаружить вход в башню из-за наличия примыкающей с северо-западной стороны поздней каменной пристройки явились причиной того, что в 1948 г. башня I была принята нами как сплошное каменное сооружение, не имеющее внутреннего помещения. Такой башня I и представлена, на планах участка I, изданных нами в ряде статей (GA, XIII, план между стр.192 и 193; КСИИМК, вып. XXXVII, стр. 198, рис.64а; История и археология Боспора, I. Симферополь, 1952, стр. 26). Когда в 1952 г. подверглась раскопке башня II, оказавшаяся полой внутри (см, стр. 23), возник вопрос, не была ли такой же и башня I. В связи с этим в 1953 г. произведены работы по ее доследованию. Они полностью подтвердили возникшее предположение: в башне I была открыта внутренняя камера) Во внутреннюю камеру башни с северо-западной стороны ведет вход, его ширина D.77 м, длина 1.65 м. Помещение — прямоугольное в плане, 2.97x3.10 м. Глинобитный пол камеры обнаружен на глубине 2.70 м от высшей точки наиболее сохранившейся части башни (таковой является юго-восточная сторона у входа). Это был первоначаль ный пол. Несколько позднее он был поднят подсыпкой грунта (с мелким бутом и культурными остатками в виде обломков керамики и костей животных) на 0.50 м. На указанном уровне второго земляного пола обнаружены остатки горелого дерева, являющегося свидетельством пожара, повлекшего за собой ремонт, при котором уровень пола в камере башни был еще повышен. Следы этой перестройки отчетливо заметны в кладке северо-восточной стороны входа. Начиная с высоты 1 м от первого пола эта кладка несколько выступает вперед, нависая над нижележащими, сильно поврежденными рядами кладки. Очевидно, все эти нижние ряды были засыпаны, когда северо-восточная сторона перекладывалась заново. При этом новая кладка слегка была выдвинута, края же ее подпирались грунтом, заполнявшим теперь нижнюю часть камеры. Чтобы грунт удерживался в ней, часть входного проема была заложена мелкими плитами в четыре ряда. С внешней стороны, по-видимому, были устроены соответствующие приспособления (ступени?), облегчавшие вход в камеру башни, пол которой был теперь выше уровня прилегавшей со стороны города мостовой.

Рис. 7. Кладка оборонительной стены со стороны города — пояс А.

Но башня I перестраивалась не только внутри. В связи с возведением второго внешнего пояса стены Б первоначальная башня была заключена с трех сторон в мощный панцырь, выполненный в той же технике нерегулярной кладки, в какой построена вся стена Б. Облицовка сложена из громадных камней мшанкового известняка, грубо обрубленных с лицевой стороны. Промежутки между большими камнями заполнены мелким бутом. Все пространство между новой наружной облицовочной кладкой и лицевыми сторонами стен первоначальной башни заполнены рваным бутовым камнем и глиной. Такая перестройка имела своим резуль' татом огромное утолщение стен башни и соответствующее увеличение ее размеров. Башня теперь выступала от внешнего фасада стены Б на 4 м, длина башни по юго-восточной стороне равнялась 13.80 м, по северовосточной — 10.50 м. При возведении новой северо-восточной стены башня была с внешней стороны несколько скошена. Позднее здесь еще более утолстили башню посредством дополнительной кладки шириной 2 м, которая по своему направлению соответствовала скошенной линии уже существовавшего фасада башни.

В самый последний период существования илуратской крепости с северо-западной стороны, т. е. со стороны поселения, к башне I были пристроены кладки из довольно крупных камней, частично прикрывших вход в башню. Они сохранились довольно плохо, и поэтому полностью восстановить первоначальный вид указанных пристроек невозможно. Очевидно, их появление было вызвано необходимостью укрепить башню. Поскольку под нижними рядами этих кладок обнаружен культурный слой с фрагментами керамики III в., мы вправе сделать вывод, что пристройки к северо восточной стороне башни I появились очень поздно, вероятно около середины III в.

Башня II в ее первоначальном виде (рис. 8) выступала от внешней линии оборонительной стены на 5.70 м, по юго-восточному фасаду длина башни равнялась 6.75 м, толщина ее стон была 1.80—2.10 м, ширина входа в башню 1—1.20 м, сохранившаяся высота стен входа 1.65 м. Вход имеет вид проема, прорезающего всю толщу стены (рис. 9а, 96). Размеры внутренней камеры башни: 2.85x3.40 м. После пристройки к башне внешнего панцыря внутренняя ее камера оставалась без изменений. Сохранившаяся высота стен башни II достигает 3.50 м. Пол глинобитный, под слоем глины материковая скала. Поверхность стен во внутреннем помещении башни местами сохранила на себе глиняную обмазку («штукатурку»), свидетельствующую о том, что укладка здесь не была обнажена, ее покрывал тонкий слой обмазки.

В восточном углу внутри башни сохранилось ограждение из поставленных на ребро плит, образующее загородку — ларь, предназначенный, очевидно, для хранения припасов. Размеры загородки: 1.20x1.40 м, наибольшая высота 1.30 м; одна из плит у южного угла разбита, от нее уцелела только нижная часть, другая плита, возможно, и в древности была низкой. Помещение башни было заполнено завалами камня от разрушенных стен. Наряду с бутом встречались и правильной формы хорошо отесанные плиты от венчающих частей башни. При раскопках, по мере приближения к полу башни, обнаруживалось очень много камки — сухой морской травы (Zostera marina). Внутри плитовой загородки найдены обломки стенок пифоса; они же были разбросаны по всему полу камеры. Обнаружились и обломки горл, явно принадлежавших двум пифосам, из коих один был большой, другой поменьше. У входа найдены два известняковых диска (диаметр 38 и 49 см, толщина 6—8 см) с отверстием в центре; вероятно, это крышки от пифосов. На полу в башне были также обломки желобчатых стенок крупных амфор III в. и в небольшом количестве обломки лепных сосудов(Ввиду того что лепной и красно лаковой керамике посвящены специальные статьи (Е. Г. Ка-манаян и Л. Ф. Силантьевой), публикуемые в этом же томе, в настоящей работе указанные группы находок характеризуются лишь в общих чертах. Прилагаемые к данной статье топографические указатели находок лепной и краснолаковой керамики позволяют составить исчерпывающее представление о вещевом материале, найденном в каждом комплексе.).

Рис. 8. Башня II. Вид с востока.

Рис. 9а. Оборонительная стена со стороны города и вход в башню II.

С постройкой переднего пояса стены Б подверглась видоизменению и башня II: с наружных сторон к ней были пристроены мощные дополнительные кладки. В результате толщина стен башни увеличивалась на 3.75—4 м и достигала, таким образом, почти 6 м. Башня 77 имела теперь по юго-восточному фасаду длину 14.50 м, от оборонительной стены она выступала на 6 м. Сохранившаяся высота наружного панцыря башни составляет 1.25—1.60 м. Невыясненным остается значение пристроек к внешним углам башни. К южному углу примыкает стена, уходящая под нераскопанную насыпь в юго-восточном направлении. Кладка этой стены, сложенная из крупного бута, приделана к нижней части башни. Ее ширина 1 м, в длину она открыта на протяжении 2.25 м.

Следы аналогичного сооружения обнаружены и у восточного угла башни II. Слабо сохранившиеся остатки подобной кладки замечены также при раскрытии внешнего фасада башни I, у ее южного угла. Первоначально этому не было здесь придано существенного значения, но появление пристроек к наружным углам башни II заставило обратить внимание и на ряд камней, выступающих от южного угла башни I. Создается впечатление, что в Илурате в поздний период были применены какие-то дополнительные сооружения с наружной стороны башен, вероятно с целью их усиления (Для разрешения этого вопроса требуется расширение раскопок прежде всего в районе башни II, где относительно неплохая сохранность пристроек дает надежду на более или менее полное их выявление, что, может быть, в свою оче редь помогло бы определить и назначение этих пристроек.).

На плане Дюбрюкса (рис. 26) с юго-восточной стороны обозначены «передовые укрепления С», пристроенные к наружной стороне юго-восточной оборонительной стены. Нам сначала казалось, что Дюбрюкс в данном случае ошибочно принял остатки тех более поздних построек (раннесредне-векового времени), которые рассеяны по территории к югу и юго-востоку, за часть фортификационных сооружений Илурата (СА, XIII, стр. 187).1 Обнаружение пристроенных к башням I и II кладок, основание которых совпадает с основанием панцырей этих башен, заставляет осторожнее отнестись к наблюдениям Дюбрюкса в этой их части. Не исключено, что действительно какие-то «передовые укрепления» перед фронтом юго-восточной оборонительной стены были созданы еще в период функционирования илуратской крепости, возможно в первой половине III в.

Рис. 9б. Вход в башню II.

Исследованная часть юго-восточной оборонительной стены Илурата вместе с двумя ее башнями дает уже очень много для уяснения характера фортификационной системы. Полностью подтвердилась правильность заключения Дюбрюкса о наличии двух пристроенных одна к другой стен, ограждавших Илурат с юго-восточной и юго-западной сторон. Отсутствие именно с этих сторон благоприятных естественных условий для организации обороны (в отличие от северо-западной и северо-восточной сторон, где имеются крутые склоны) требовало сооружения здесь особо мощных стен и башен. Противник при данном рельефе местности мог с успехом использовать стенобитные орудия прежде всего по юго-восточной и юго-западной линиям обороны.

Именно поэтому посредством возведения второго пояса стен толщина последних была доведена до 6.40 м, а первоначальные башни оказались заключенными в мощный четырехметровой толщины панцырь. Оборона юго-западной стороны крепости была усилена созданием большого глубокого рва. Возможно, что дополнительными пристройками, следы которых выявлены при раскопках наружных фасадов башен I и II, была в дальнейшем образована система еще и «передовых укреплений», которая должна была затруднить маневрирование противника вдоль юго-восточной стороны крепости.

В техническом отношении более ранний пояс стен А по характеру строительного выполнения стоит выше, чем более поздний пояс Б. Стена А построена более тщательно, особенно башни. Кладка их внешних фасадов сделана с применением не только бута, но и тесаных и пиленых плит. Грубее построены стены пояса Б. Обилие в нем камней огромного размера придает внешнему фасаду стен «циклопический» облик. Созданный в конечном результате шестиметровой толщины пояс стен со столь же. монументальными башнями придавал крепости Илурата достаточно надежный характер в наиболее уязвимых местах обороны — по юго-восточной или юго-западной линиям. Сохранившаяся сейчас высота юго-восточной стены и башен достигает 3—3.50 м. В древности они были раза в три выше. Огромные завалы, образовавшиеся вдоль оборонитель-

ной стены по обеим ее сторонам, а также внутри башенных камер, косвенным образом подтверждают наше предположение о высоте стен примерно в 10—12 м.

Нужно отметить, что в этих завалах, являющихся результатом разрушения стен крепости, наряду с бутовым камнем встречается довольно много крупных плит очень тщательной тески. Такой строительный материал не встречается в кладке сохранившихся нижних частей стен. Очевидно, эти плиты принадлежали венчающим частям стен и башен, имевших парапеты и зубцы, построенные из плитового материала, а не бута.

В 1954 г. при расширении раскопа (участок I) вдоль юго-восточной оборонительной стены на юго-запад открыта еще одна важная часть фортификационных сооружений, окончательное осмысление которой станет возможным тогда, когда раскопка будет продвинута еще дальше в юго-западном направлении. К оборонительной стене А (со стороны поселения) здесь вплотную пристроена стена В шириной 2.12 м (рис. 10). Длина открытой части стены около 6 м, далее она уходит в нераскопанную насыпь. Следовательно, начиная от переулка I (своим юго-восточным концом он упирается в оборонительную стену А) было уже не два, а три пояса стен. В своей совокупности эти три пояса составляют 8.52 м. По характеру кладки стена пояса В очень похожа на стену А.

Чем было вызвано возведение стены В, сейчас еще сказать трудно. Не исключено, что это остатки аппарели — пологого спуска для втаскивания на стены стрелометных и камнеметных орудий. Действительно, стена В понижается в сторону переулка, где кладка стены почти совпадает с уровнем мостовой. Насколько правильно это предположение, покажут, надо думать, последующие раскопки юго-восточной линии оборонительных стен.

На главную  |  Общая библиография |  В библиотеку |   [1]  |  [2]  |  [3]  |  [4]  |  [5] |  [6]  |  [7]  |  [8] |  [9] |  [10]  |  [11]  |  [12]  |  [13]  |  [14]  |  [15]  |  [16]  |  [17] |  [18]  |  [19] |  [20]  |  [21]  |  [22]  |  [23]  |  [24]  |  [25]  |  далее